Откуда берутся дефекты речи, кто такие «дети большого пальца», и зачем школьникам логопед, рассказывает учитель-логопед гимназии «Апекс» Наталья Сергеевна Куликова. У Натальи Сергеевны – богатый опыт, стаж работы – 23 года. Ей приходилось работать с детьми разного возраста. Более 12 лет она работала с дошкольниками, около пяти лет со школьниками, пять лет преподавала в ЛГУ им. А.С. Пушкина и снова вернулась в школу.
— Наталья Сергеевна, зачем в гимназии логопед? Дети не выговаривают звуки?
— Зачем вообще в школе логопед?.. Есть два вида речи: устная и письменная. Компонентами устной речи логопеды занимаются в дошкольном возрасте. Они ставят звукопроизношение, корректируют фонематический слух, нарабатывают лексику, грамматические формы, которые формируют предпосылки к владению чтением и письмом. Нельзя сказать, что абсолютно все дети идут в школу пишущие и читающие. Я работаю с начальной школой, и в каждом классе – с первого по четвертый – мы проводим всевозможные виды диагностики. В первом классе смотрим, насколько ребенок овладел предпосылками, чтобы у него были правильно сформированы навыки чтения и письма. Если нарушено звукопроизношение, мы занимаемся звуковым компонентом. Далее со второго класса мы проводим другую форму диагностики, на основании которой можно говорить, овладел или нет ребенок навыками чтения и письма. Если не овладел, выясняем, что нарушено и почему. Здесь иногда путают логопеда с учителем русского языка. Надо понимать, что логопед – это все-таки коррекционный педагог.
— Работа логопеда тесно связана с русским языком?
— Да, логопед – в помощь учителям русского и литературы. Мы проверяем готовность детей к первому классу. Сейчас по запросу гимназии мы диагностируем ребят, которые учатся в нулевом классе – проходят подготовку к школе. Далее проводим уже диагностику первоклашек – в начале и в конце учебного года. Потом, если во втором классе мы выявляем у ребенка специфические ошибки – не орфографические, ищем причины нарушений, и весь процесс будет направлен на устранение этих причин. Тут надо иметь в виду: если ребенок посещал в дошкольном возрасте логопеда, могут остаться еще какие-то вопросы. Встречается и дислексия (расстройство навыков чтения). Это нарушение мы ставим в конце второго класса, выявляем причины и устраняем. Я могу предположить, что, если сейчас не принять мер, некоторые из сегодняшних подготовишек в первом классе попадут в коррекционную группу (каждый класс занимается отдельно, в группе – по три-четыре ученика). Обычно я выступаю на родительском собрании, ставлю в известность родителей – объясняю, что лучше постараться исправить все до школы.
— Говорят, что сейчас у половины первоклассников – «полный рот дикции». Вроде бы, раньше такого не было. В чем причина?
— Да, детей с дефектами речи сейчас значительно больше. Потому что очень мало вербального общения. Как у ребенка сформируется правильный артикуляционный уклад звуков, если нет контакта с родителем – глаза в глаза? На слух? Но 90% информации мы получаем глазами. Дети копируют родителей, и, если ребенок не найдет примера в семье, он автоматически переключится на другие инстанции. Отсюда совет родителям: общайтесь с детьми. Надо контролировать собственное произношение. Если логопед в дошкольном возрасте направляет вас с ребенком к неврологу или к психоневрологу, обязательно сходите. Просто так логопед советовать не будет. Также необходимо заниматься своевременной профилактикой: в соответствующем возрасте показываться логопеду, психологу, педиатру, неврологу. Лучше отдавать ребенка в детский сад: живое общение имеет огромное значение. А как раз его-то современным детям и не хватает. Общение с родителями и сверстниками заменяют гаджеты, и у нас растут «дети большого пальца», как их называют нейрофизиологи.
— Наталья Сергеевна, вам удается к концу четвертого класса привести в норму ваших подопечных?
— Я стараюсь сделать все, чтобы они не застревали в кабинете логопеда на несколько лет. Все нужно исправлять в максимально короткие сроки. Здесь очень важно наладить взаимодействие с семьей, тогда и динамика будет хорошей.
— Если у дошкольника нет проблем со звуками, надо ли ему посетить логопеда перед первым классом?
— Я в любом случае советую перед школой пройти диагностику у логопеда. Почему? Потому что при наличии прекрасного звукопроизношения могут быть и другие недостатки. Страдают грамматические формы, словарный запас у современных детей очень маленький и с каждым годом становится все меньше и меньше. И если звукопроизношение, артикуляционную моторику можно наработать определенными упражнениями – это же мышцы, их можно привести в норму (если физиология позволяет), то словарный запас – нет. Тут упражнения не помогут. Нужно чтение, общение, обсуждение, просмотр познавательных передач.