Новости

Я б в гимназию пошёл – пусть меня научат!

Я б в гимназию пошёл – пусть меня научат!

Как подготовить ребенка к школе? А главное, где? Этим вопросом задается каждый ответственный родитель, у кого первый класс не за горами. Чтобы любимое чадо хорошо взяло старт, нужно быть во всеоружии. Так кто же сделает из детсадовца прилежного первоклассника? Только настоящий мастер, влюбленный в свое дело.

В гатчинской гимназии «Апекс» с самого ее существования работает группа подготовки к школе, без малого десять лет учителем этой группы является Татьяна Викторовна Астафьева. Каждый год она набирает новую группу шестилеток, лепит из них, как Пигмалион, будущих отличников и с сожалением расстается, чтобы встречать новых – столь же неповторимых и талантливых. Это, как признается сама Татьяна Викторовна, ее ахиллесова пята: каждый раз она влюбляется в своих учеников, а учебный год пролетает быстро.

— Наши занятия начинаются во второй половине сентября, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Накануне у нас проходит родительское собрание: мы знакомим родителей с гимназией, с ее уставом, программой, с новым стандартом обучения. Что такое «стандарт»? Это договоренность между государством, семьей, обществом. И нам, педагогам дошкольного образования, нужно научить ребенка учиться. Чтобы в первый класс он пришел с полным пониманием: зачем он здесь, и как себя вести, и что от него требуется.

— По какой программе учится начальная школа гимназии – к чему вы готовите своих воспитанников?

— Раньше наши ребята занимались по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В связи с новыми требованиями мы перешли на программу «Школа России». Очень комфортная, доступная программа. Я сама по ней работала, знакома с ней хорошо. Мы готовим детей к обучению по этой программе. И продолжаем пользоваться теоретической платформой, которую создали Эльконин и Давыдов. Один был психологом, другой – лингвистом.

— Чему вы учите подготовишек – читать-писать-считать?

— У нас – все «как у больших». Обучение грамоте, математика, познание окружающего мира, труд, рисование, аппликация, музыка, английский язык. Вместе со мной работает Татьяна Геннадьевна Гайдамакина – преподаватель музыки. На ее уроках ребята не только поют – они учатся слушать, танцуют, изображают музыку, да! Быстро пролетают первые четыре месяца – и мы уже участвуем в новогоднем концерте, который проходит в Александровской гостиной Гатчинского дворца-музея. Также со мной работает учитель английского языка Светлана Викторовна Павлова. В игровой познавательной форме она преподает детям основы языка, и они с большим желанием идут к ней на урок. В этом возрасте дети, как правило, восприимчивы к иностранному языку.

— Сколько дней в неделю вы занимаетесь? Большие ли группы?

— В этом году у нас две группы численностью до восьми человек, два учебных дня: вторник-пятница и среда-пятница. Занятия длятся два с половиной часа, каждый урок по 30 минут. В промежутке – десятиминутные перемены. И во время занятий обязательно физкультминутки. Все согласно СанПиН. На дом задаю минимум – для закрепления навыков.

— Татьяна Викторовна, ну, а каков результат? Потенциал у всех ваших учеников, наверное, разный. Миссия выполнима?

— Да, иные дети приходят, не зная букв. А уходят – читающими. Хотя сегодняшний стандарт говорит: «Не умеешь читать – и ладно. Главное, научись различать звуки. Научись делать звуковую модель слова». Мы много работаем над развитием мелкой моторики: лепим из пластилина, занимаемся аппликацией, рисуем красками и кисточками, карандашами, конструируем. Почему? Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Вспоминаю слова великого педагога Сухомлинского, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». В итоге, к первому классу нам удается освоить все необходимое. Мы работаем, используя чудесные пособия. Ведущей деятельностью ребят в этом возрасте является игра. И мы играем! Для мотивации используем сюжетно-ролевые игры. Прежде, чем распределить роли, проговариваем, с какими специальностями ребята знакомы. Например, «Аэропорт». Ты – командир корабля, ты – стюардесса. Зачем нам математика? А вот сосчитай, сколько у тебя пассажиров в каждом ряду, сколько надо подать завтраков? Для шестилеток это куда доходчивее, чем сухая арифметика. Каждый ребенок у нас собирает портфолио: рисунки, аппликации, презентации – документальное подтверждение своих маленьких достижений.

В процессе обучения мы с ними разрабатываем разные проекты. Например, «Музей путешествий». Цель – понять, насколько интересен мир. Предлагается два варианта: электронный или бумажный, кому как удобно. Дети собирают материал: фотографии, сувениры, кто где побывал, что увидел, что узнал. Потом каждый выходит к доске, рассказывает, в руке – указка, дома все отрепетировано. Один наш мальчик съездил в Таиланд – и поведал всем об этом королевстве. Девочка очень интересно рассказывала про Вырицу. А многие дети и не знают, что это за Вырица, чем она знаменита. Другой проект – театр. В конце учебного года у нас всегда проходит настоящий выпускной бал. И после официальной части мы даем спектакль – сказку. Ставили «Снежную королеву», «Бременских музыкантов», «Золушку». Знаете, что самое трудное? Найти того ребенка, который согласится на роль мачехи – все ж хотят быть золушками…

Родители всегда могут к нам прийти – посмотреть, послушать. Дома-то мы видим ребенка одним, а в обществе он совсем другой. Вообще, родителям – спасибо, они всегда поддерживают меня во всех начинаниях.

— В каком возрасте лучше приводить к вам детей? И не поздно ли еще записаться в группу подготовки к школе?

— На подготовку надо идти с шести лет – за год до первого класса. Раньше не надо, ребенку будет тяжело физически. Особенно мальчикам. Большинство ребят ходит в детский сад, да еще на дополнительные занятия. Мои сегодняшние ученики все активно занимаются – кто футболом, кто танцами, лыжами, вокалом, фигурным катанием, гимнастикой, рисованием. А записаться к нам можно и сейчас! Мы начинаем формировать группу подготовки на следующий год.

— Татьяна Викторовна, но ведь обходились же раньше без подготовки к школе – все шли в первый класс на общих основаниях…

— Про то, как было раньше, на мой взгляд, уже достаточно повспоминали. Следует понимать, что теперь дети живут в другом времени, и это время диктует свои законы. В наших силах облегчить им перегруженное информацией детство, минимизировать стресс при поступлении в школу. По свидетельству педагогов начальных классов, адаптация подготовленного ребенка проходит гораздо легче и быстрее. Так пусть учеба с первых дней идет на мажорной ноте…

Учителя начальной школы «Апекса» искренне благодарны Татьяне Викторовне. «После ее подготовки в класс приходят не растерянные малыши, а вполне сознательные ученики, – говорит преподаватель второго класса Наталья Васильевна Мяделец. – Ребята знают, как вести себя за партой, у них нет трудностей в восприятии учебы как таковой. Эти дети уже умеют учиться, а это на начальном этапе – самое главное».