Новости

Статья в рубрику «Педагогический совет» для газеты «Гатчинская правда!»

Уважаемые родители! Наблюдаете ли Вы у своего ребенка неуверенность, появившиеся страхи, конфликтность, возбудимость, лживость, недовольство, чувство неполноценности, прогулы? Это проявления дезадаптации. Почему она появляется?. Чаще всего причиной школьной дезадаптации является личностная незрелость пятиклассника. Она проявляется в поведении на уроках, когда ученики перебивают друг друга, не поднимают руки, долго включаются в работу, нарушают дисциплину, легко отвлекаются. Переход от начальной школы к средней – один из особенно сложных этапов обучения. Перестраивается привычный режим жизни ребенка: был один основной учитель, он же классный руководитель, а теперь их много; новая кабинетная система, когда самому нужно искать класс, никто тебя не сопровождает. Учитель уже не скажет, какой достать учебник, нужно все делать самому. Уже нет привычных для ребенка точилок, карандашей, ножниц, чистых тетрадей на столе учителя, обо всем нужно самому заботиться заранее. Перестраиваются и привычные взаимоотношения с учителем. Учитель 4 класса, взявший детей в 1 класс маленькими, не умеющими читать и писать, видит в них «взрослых», выросших ребят, которые уже многое умеют, стали самостоятельными. Учителя 5 класса, только что выпустившие 18-летних юношей и девушек, видят в пятиклассниках маленьких «неумех». Они их пока не знают, не знают их индивидуальных особенностей. И учебный процесс построен по-другому, и уроков больше, и домашнее задание в дневник уже никто не впишет, если ты сам его не записал, и круг требований усложнился. Да и сам ребенок изменился, он шагнул на новую возрастную ступеньку – подростковую, стал уязвимым, с неустойчивым поведением. У него формируется собственное мнение, взгляды, он начинает анализировать собственное поведение. Часто и коллектив меняется, приходят новые ребята. Чтобы успешно адаптироваться к требованиям средней школы и быть готовым к выполнению поставленных перед ним задач, пятиклассник должен освоиться в коллективе, овладеть новыми школьными нормами поведения, приспособиться к изменившейся обстановке и новому режиму. В младших классах самооценка ребенка определялась учителем на основании, в основном, результатов учебы, в средней школе его самооценка подвергается корректировке, на нее влияют качества, проявляемые в общении, во внеучебной деятельности. Подросток впервые задумывается и ищет свое место в обществе, он хочет «быть значимым», нужным, важным для кого-то, и чаще всего он реализует это в компании сверстников. Если к этому времени он уже понял, что смысл учебы – это обучение «для самого себя», а не для родителей и учителей, если в нем уже воспитана самостоятельность, ему интересно учиться, он внимателен на уроках, развит, понимает изучаемый материал, значит адаптация пройдет на высоком уровне. Для успешной адаптации необходимо сформировать определенные качества: 1) на познавательном уровне: высоко развитую речь, мышление, умственную работоспособность; 2) на поведенческом уровне: умение владеть своим поведением, уметь общаться и дружить с ребятами и взаимодействовать с педагогами; 3) воспитывать прилежность, желание узнавать новое, устойчивое эмоциональное состояние; 4) отношение к себе и к миру: способность анализировать свое поведение, стремление понимать, почему люди так поступают, положительную самооценку. Будьте вместе с ребенком. Готовьте его заранее ко взрослой жизни!