Новости

ОГЭ-2020 – проба пера

19-го марта девятиклассники в едином порыве написали «пробник» основного государственного экзамена по русскому языку. Какой получился результат в гимназии «Апекс»? Слово – учителю русского языка и литературы Юлии Олеговне Киселёвой.

— Написали ребята, на мой взгляд, нормально: четыре «пятерки», три «тройки», остальные «четвёрки». Но быть довольной этими цифрами нельзя, – считает Юлия Олеговна. – Три человека получили тройки, а мы хотим сдавать экзамены без троек. Хотя от четверки «троечников» отделяет всего два балла.

— Как это выглядит в цифрах?

— Тройка начинается с 15 баллов – наши «троечники» набрали по 21. С 23 баллов начинается четверка. Пятерка – с 29. На пятерку у нас написали четверо. Есть максимальный результат – стопроцентное выполнение работы у Элины Островской. Мы постараемся улучшить ситуацию – мы знаем, над чем надо работать.

— В чем же проблема?

— Слабое место у тех ребят, которые получили тройки, это общая функциональная грамотность. Они могут неплохо выполнять тестовые задания, могут прилично написать изложение, сочинение. Но при перенесении своих мыслей на бумагу допускают много ошибок. Притом знают, как правильно, и могут сами у себя найти эти ошибки. А при письме – увы. Это называется привычка, к сожалению.

— Неграмотное письмо входит в привычку?

— Привычка неграмотно писать формируется, как любая другая. Спрашиваешь детей – они знают, как пишутся эти слова. Но когда они берут в руку ручку, начинаются ошибки. Теория расходится с практикой. Нет самоконтроля. Потому что самоконтроль – это ответственность. Я уже тридцать лет преподаю и прихожу к выводу, что грамотность – это тоже воспитание и самовоспитание. Не рука должна работать, а голова.

— Какие были задания на пробном экзамене? Сочинение писали?

— Да. У ребят получились хорошие содержательные сочинения. Они приводят интересные – не банальные – аргументы. В сочинении нужно было раскрыть смысл понятия, доказать его. Там была тема «Кто такой настоящий учитель», или «Что такое нравственный выбор». Нравственный выбор – понятие непростое, это взрослые размышления, а девятиклассники – еще незрелые личности. Поэтому многие вещи нам приходится просто заучивать. Тем не менее, ребята приводили очень хорошие примеры из литературы и из жизни. Были примеры из «Капитанской дочки», из «Повести о настоящем человеке». Отличный был пример о генерале Карбышеве, причем с подробностями. Одна девочка придумала, как мне кажется, пример сама. Это дозволено. Она рассказала о том, как глава семьи садится в тюрьму вместо своей жены, матери его детей, – и это его нравственный выбор. Если взять другую тему – «Кто такой настоящий учитель», то для кого-то лучшим учителем стал отец, и он об этом пишет.

— А тест?

— Тест прошли неплохо. Из семи баллов самый низкий – четверка. Несколько семерок есть. Но само задание было очень спорное. Тест оказался непростым. Кроме того, целый вариант неправильно выполнил шестое задание: прочтение текста и вычленение информации – верных и неверных суждений. Мы решали до этого тесты, и там никогда не было задачи вычленить неверное. И ребята по невнимательности, не заметив частицу НЕ, ответили на вопрос теста неправильно. В итоге простое задание было неверно выполнено у всего варианта. Надеюсь, если подобный вопрос внесут в тест ОГЭ, частицу НЕ увеличат и выделят жирным шрифтом. …Вообще, мне очень сложно было их проверять – этих детей я знаю со времен «Малышкиной школы». Я наблюдаю за процессом их развития: какими они были, и как они сейчас могут писать. У меня за каждой строчкой стоит личность. Проверять инкогнито намного легче. Спасибо коллеге – учителю русского и литературы Анне Геннадьевне, что помогала мне проверять работы. Ну, и есть некоторое разочарование оттого, что писали здесь, в гимназии – в другую школу не ходили. Чистого эксперимента не получилось.

— Юлия Олеговна, как вы оцените сложность ОГЭ по русскому языку в этом году?

— Этот экзамен, против ожиданий, значительно сложнее прошлогоднего. Слабому ученику тут рассчитывать не на что.