Ни по одной из проблем за последние годы, пожалуй, не велось столько споров, как по вопросу домашней работы школьников. Необходимо преодолеть перегрузку детей, пересмотреть учебники, что, безусловно, относится и к домашним заданиям ученика. Но устранить перегрузки не означает отменить домашние задания. Домашняя работа воспитывает самостоятельность, чувство ответственности. Большинство родителей понимают, как важно развить это у ребенка. Эти качества не даются человеку от рождения, а формируются с годами. Быть ответственным – значит самостоятельно понимать поставленную задачу, принимать самостоятельно решение и осознанно его выполнять. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, знать его характер, не забывать о том, что основные черты закладываются в раннем детстве. Важно при этом учитывать опыт ребенка, предоставлять возможность проявлять самостоятельность и помнить, что все дети нуждаются в положительной оценке их первых успехов. При выполнении домашнего задания не следует родителям допускать высказываний, способных вызывать негативные мысли у ребенка. Отрицательные оценки: «не умеешь», «не стараешься», «плохо» и так далее – замените оптимистичными: «подумай», «у тебя все получится», «терпение и труд все перетрут»… Домашнее задание любого вида может быть устным или письменным, обычным или творческим. Особенности домашней работы состоят в том, что в ней всё реализуется самостоятельно. И здесь важна следующая закономерность: был ли ученик внимательным, ответственным на уроке, на каком уровне его познавательная деятельность. Перед выполнением домашней работы необходимо прочитать записи в дневнике, просмотреть записи в тетради, рисунки, заголовки в учебнике. Затем прочитать текст учебника, разделить его на смысловые части, выяснить смысл непонятных слов, выделить главное, сравнить с рассказом учителя и записями в тетради. Далее обобщить и систематизировать знания и, наконец, проконтролировать себя. Важно и то, чтобы дети знали, когда лучше учить уроки, как их готовить и при каких условиях. Кривая работоспособности обучающихся имеет два пика: с 8 до 12 часов и с 16 до 17. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы. В это время и целесообразно рекомендовать детям делать самые сложные уроки. Рациональный порядок выполнения домашних заданий таков: сначала теория, потом практика (при этом очень важно быть ученику внимательным, например, читая задания к упражнению; после выполнения проверить, все ли задания сделаны качественно). Сначала рекомендуем выполнять менее трудные домашние задания, потом – наиболее сложные и, наконец, легкие. Через 45 минут — перерыв в работе. Необходимо помнить, что санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения домашнего задания: во 2-3 классах – 1,5 часа; в 4-5 классах – 2 часа; в 6-8 классах – 2,5 часа; в 9-11 классах – до 3,5 часа. Следует отметить, что данные нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности, объема домашних заданий. Важно, чтобы ученик имел при выполнении домашней работы такую памятку: • Сначала продумай всю работу. • Приготовь все необходимое, убери все лишнее. • Займи удобное положение. • Если материал большой по объему, раздели его на части, найди главное в каждой из них, составь простой либо сложный план. • Работай не спеша, осознанно, ответственно. • Помни: домашнее задание должно быть выполнено чисто, аккуратно, красиво, без ошибок. • Делай перерывы для отдыха. • В конце работы проверь, все ли правильно сделано. • А теперь открой дневник и проконтролируй себя: все ли необходимое приготовлено согласно расписанию на завтра в твоем портфеле. К 19 часам домашняя учебная работа должна заканчиваться. Ни в коем случае нельзя сокращать время сна. Исследования физиологов показывают, что уменьшение сна только на один час приводит к тому, что со второго, третьего урока ученик становится неспособен к активному учению, а систематическое недосыпание грозит срывом нервной системы. Поэтому очень важно в течение дня рационально распределить время для классных и домашних занятий, занятий трудом, спортом, музыкой, общественной работой школьника, то есть помочь разработать такой режим дня, который бы, сохраняя здоровье ребенка, гармонично, всесторонне развивал его.
И.П. Мамяко, заместитель директора по методической работе