Первоклассников-2020 в гимназии «Апекс» ждет педагог с 20-летним стажем Наталья Викторовна Ильина. Сейчас у нее выпускной четвертый класс, в котором учатся 14 человек. Следующее поколение первоклашек будет учиться по программе «Школа России».
— «Школа России» похожа на старую добрую программу, по которой учились все поколения советских школьников. Только разработана она с учетом современных требований, – рассказывает Наталья Викторовна. – Программа «Школа России» была введена в гимназии два года назад, я с ней хорошо знакома. Вообще, учитель адаптирует любую программу и может включить в нее какие-то свои задания. До этого мы работали по развивающей программе Эльконина – Давыдова.
— Почему решили перейти на «Школу России»?
— Эта программа более универсальна. Она рассчитана на всех детей, а не только на специально подготовленных. Подача материала там проще и доступнее. «Школа России» рассчитана на отработку тех базовых знаний и умений, которыми должны овладеть дети к окончанию начальной школы. А именно: счет, хороший навык письма, смысловое чтение. Но, так как мы работали и по развивающей программе Эльконина – Давыдова, определенные методы из нее мы тоже включаем, чтобы разнообразить процесс обучения.
— Не секрет, что современные программы для начальной школы часто подразумевают глубокое погружение родителей в учебный процесс. Насколько «Школа России» требовательна с этой точки зрения?
— Безусловно, проектная деятельность, которая включена в обучение в начальной школе, предполагает совместную работу ребенка и родителя. Некоторые вещи ребенок просто не может выполнить самостоятельно. В школе это происходит под руководством учителя, дома – с родителями. Например, есть такой проект «Составить свою родословную», или «Увлечение моей семьи». Но в нашей программе участие родителей дозировано, никому не придется просиживать часами в интернете и писать за ребенка рефераты – все в пределах разумного.
— Наталья Викторовна, как вам кажется, дети сильно изменились за последние двадцать лет?
— Современные дети другие. У них шире кругозор, есть возможность путешествовать, многие из них любят читать, смотрят познавательные передачи. Дети очень интересные сейчас. Но гаджеты, которыми наводнена их жизнь, имеют и обратную сторону: дети стали менее внимательные, менее усидчивые. Приходится придумывать такие формы работы, чтобы действительно их увлечь. Потому что не хватает волевых качеств, чтобы не просто высидеть на уроке 40-45 минут, но еще и выполнять задания, которые не всегда могут быть интересными. Волевые качества тоже нужно вырабатывать.
— Как, по-вашему, нужна ли подготовка к школе?
— Готовить ребенка к школе надо обязательно. Каким образом родители это сделают – их выбор: будут ли они готовить ребенка самостоятельно, или приведут к нам в гимназию. Но стоит заметить, что подготовка к школе – это не просто обучение читать, считать. Это и психологический настрой, который получает ребенок в учебном заведении. Цель нашей «Малышкиной школы», прежде всего, помочь детям и родителям узнать гимназию. Сделать первый год пребывания в гимназии более спокойным и комфортным и подготовить дошкольников к обучению в гимназии на высоком уровне. С одной стороны, «Малышкина школа» реализует интересы родителей, желающих, чтобы их ребенок стал хорошим учеником. А с другой, реализует интересы гимназии, которая нуждается в безболезненной адаптации первоклассников к условиям обучения.