Сириус» — это звезда, до которой можно дотянуться. «Сириус» — это место, где каждый свободен открывать и создавать. «Сириус» — это…
Постойте, давайте по порядку.
«Сириус» — это всероссийский образовательный центр, находящийся в городе Сочи. Основанный в 2015 году, всего за несколько лет существования «Сириус» стал местом, куда стремятся попасть тысячи школьников из всех уголков страны. Сделать это действительно непросто, ведь на образовательные программы происходит конкурсный отбор, где на одну путёвку претендуют в среднем 7 человек. Лично мне удалось поехать в «Сириус» благодаря публикациям в газете «Спектр Гатчина» и успешному участию в региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
А теперь мне хочется сделать совершенно нетипичную для филолога вещь – рассказать вам о «Сириусе» в цифрах.
3 – это число направлений, по которым в центре проводятся образовательные программы: Наука, включающая в себя физику, химию, биологию и математику; Искусство, куда входят живопись, игра на музыкальных инструментах, литературное творчество и балет; и Спорт – хоккей, фигурное катание и шахматы.
21 – ровно столько дней длится образовательная программа в центре «Сириус». Помимо углублённого изучения профильных предметов, лекций и семинаров, каждая смена включает в себя творческие задания и мастер-классы от ведущих экспертов страны. С юными художниками, например, работает член Российской академии художеств Сергей Андрияка, стажёров программы «Литературное творчество» к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников готовят члены предметно-методической комиссии во главе с Сергеем Волковым и преподаватели из лучших университетов страны – Санкт-Петербургского, Казанского, Ярославского. Хоккеисты и фигуристы, приезжающие в «Сириус», тренируются на аренах «Льдинка» и «Шайба» — олимпийском наследии города Сочи, где в 2014 году проходили соревнования.
8 – именно в 8 часов ура начинается день «сирника», который буквально расписан по минутам. На программе «Литературное творчество» мы успевали и посещать мастерские «текстов новой природы», в числе которых «Изотекст», где стажёры учились визуализировать написанное с помощью скетчей – набросков, мастерская «Пиши – снимай», где ребята создавали мультфильм по литературному произведению на свой выбор, «Цифровой сторителлинг», который помог освоить длительный, трудоёмкий процесс создания лонгрида – интернет-страницы, где текст сопровождается картинками, музыкой и видео-рядом. И работать над созданием текстов в разных жанрах – новелла, путеводитель. Научная статья – в мастерских письма. И слушать лекции на самые разные темы: от «Литературных аллюзий в романе «Евгений Онегин» до разбора текста трека «Биполярочка» рэпера Оксимирона. И всё это за один день!
Кстати, о числе 1. В последнюю неделю смены каждая из 4 команд работала над созданием проекта – выставки. Нам, команде Литература 2, досталась тема «Ленинградская школа поэзии». 1 проект, благодаря которому мы знаем биографии Иосифа Бродского, Льва Лосева и Александра Кушнера лучше, чем собственные. Ради них мы красили стены, склеивали из картонных коробок муляжи кухонной утвари, шкафчиков и предметов быта, чтобы преобразить современный зал в коммунальную квартиру 60х годов ХХ века. Мы снимали мультфильм и видеоролик, проводили опросы среди стажёров центра, оформляли информационный стенд, и результатом нашей работы стало арт-пространство, погружающее посетителей в атмосферу Ленинграда и рассказывающее о жившей в нём поэзии.
6 –столько длится «рабочая» неделя в «Сириуе». Воскресенье – это день, которого ждёт каждый стажёр, когда автобус отъезжает от центра и начинается экскурсия. В воскресенье можно посетить форелевое хозяйство и покормить с рук рыб, с плеском выпрыгивающих из воды и бьющих по ней хвостами. Можно взлететь в кабине канатной дороги подняться на величественную вершину Роза-пик, пронзающую бескрайнее белое небо над Сочи, взглянуть на заснеженные горы с высоты 2,5 км. Можно провести день, наполненный одновременно страхом и безграничным счастьем в парке аттракционов «Сочи парк». Можно (даже гуманитариям) понять природу тока и устройство самых сложных изобретений, таких, например, как клетка Фарадея, в музее электричества.
Не буду больше мучить вас цифрами, числами, фактами… Просто скажу, что «Сириус» — невероятное место. Когда в последний день смены мы получили задание написать эссе, подвести итоги программы, мне не хотелось дописывать предложение «В феврале в «Сириусе» я…»Не хотелось писать «научилась», «узнала», «познакомилась». Да, безусловно, я подружилась с действительно умными, талантливыми ребятами, которые разделяют мою страсть к литературе, также горят ею. Которые творят. Которые стали яркими звёздочками в созвездии Литература 2 и дали мне возможность почувствовать своё «я» частью большого, дружного, креативного «мы». Я научилась отличать Тимура Кибирова от Бахыта Кенжеева, писать центон. Я изменилась как человек и выросла как поэт.
Но предложение всё-равно дописывать не хотелось, потому что просто «В «Сириусе» я». По-настоящему я.
И это чувство – того, что я на своём месте, сохранялось и во время заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, проходившего в этом году в Казани. Вокруг меня находились удивительные люди, настолько начитанные, интересные, что хотелось прочитать сотни книг, посмотреть множество фильмов, чтобы быть таким же, как они. Приятно было снова видеть друзей из «Сириуса».
Ночь… Самолёт… Так, в спешке и полудрёме команды из Ленинградской области в составе Марии Ким (9 класс, г. Светогорск), Анастасии Паршутич (10 класс, г. Выборг), Аглаи Фроловой (10 класс, г. Гатчина), Анастасии Найдёнышевой (10 класс, г. Гатчина) и Дениса Писаренко (11 класс, г. Выборг)началась олимпиада. Мы прибыли в деревню Универсиады, и уже на следующий день на торжественной церемонии открытия нам представили членов экспертной комиссии жюри, преподавателей Казанского федерального университета и наших соперников – учеников из других областей России, республик, краёв. В тот вечер звучала музыка, песни, пожелания удачи и приветственные речи, для участников была подготовлена танцевальная программа. На следующий день мы приступили к написанию заключительного этапа.
Самым трудным было, безусловно, преодолеть мешавшее сосредоточиться волнение перед каждым из трёх испытаний – трёх туров олимпиады. Аналитического, задача которого за 5 часов написать подробный, связный, полный анализ прозаического или поэтического текста – выявить авторскую позицию, высказать собственные мысли и впечатления, оставшиеся после прочтения произведения, обратить внимание на особенности языка писателя, художественные приёмы…
Второй тур – творческий – это совершенно непредсказуемый этап, на котором участникам могут предложить любое задание: написать литературоведческую статью или эссе, придумать проект выставки или памятника литературному герою, писателю. В этом году нам предложили попробовать себя в качестве режиссёров и сценаристов и создать обучающую телепередачу по литературе, подробно описав её концепцию, цели, предполагаемую аудиторию. Не менее интересным, одн
ако трудным, было второе задание – придумать собственную литературную премию. На этом этапе нет никаких рамок и ограничений (разве что по времени), и все самые необыкновенные задумки можно воплотить на бумаге. Главный критерий оценивания творческого тура – оригинальность , свежесть мыслей, нестандартность идей, высота полёта фантазии.
В заключение нас ждало самое волнительное испытание – устный тур, когда, оставшись один на один с комиссией, участники произносят небольшой монолог на заданную тему. Какой она будет? Ответ на этот вопрос узнаёшь лишь в аудитории подготовки, когда начинается отсчёт времени до твоего выступления. Мысли роились в голове, путались, ведь столько всего хотелось сказать, столько произведений пришло в голову, когда на выданном для работы листе бумаги я увидела картину и задание – подобрать к ней литературные ассоциации и аргументированно объяснить, почему именно с этими текстами можно провести параллели.
После каждого тур
а члены экспертной комиссии проводили разбор заданий с участниками ол
импиад. Счастье, разочарование, сомнения – каждый выходил из аудитории с разными чувствами, но все ждали последнего дня, чтобы узнать свои баллы, надеясь занять призовое место и получить заветный диплом, обеспечивающий льготы при поступлении в высшие учебные заведения.
Посещение Казанского кремля, экскурсии в Национальный музей республики Татарстан и муз
ей писателей Максима Горького и Евгения Баратынского, поход в театр имени Качалова на пьесу «Глумов», в осн
ове которой лежит сюжет произведения Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и конкурс чтец
ов для всех желающих стали вознаграждением для участников олимпиады.
Звонки родителям, прыжки, объятия, слёзы разочарования… Сложно описать все эмоции, которые я видела в последний день, когда мы узнали свои баллы. Двое представителей Ленинградской области – Анастасия
Паршутич и Денис Писаренко – стали призёрами заключительного этапа. На торжественной церемонии закрытия олимпиады не было печальной, трагической атмосферы. Делегации искренне радовались за своих победителей и призёров, которые буквально бежали на сцену, услышав свои имена. Не стихали аплодисменты. Весь зал восторженно смотрел выступления танцевальных коллективов и подпевал исполнителям на сцене. Мы прощались с Казанью, а в голову робко закрадывались мысли о следующей олимпиаде… История продолжалась.
Анастасия Найдёнышева, 10 класс