Почему нельзя избегать психолога

Знаете ли вы, что если у семилетнего не начали меняться зубы, в первый класс ему ещё рано?

Школьный психолог – это человек, который встречает будущих первоклассников на пороге школьной жизни, ведет их – в тесном взаимодействии с учителями и родителями – через тернии к звездам, а потом дает напутствие при выборе взрослого пути. Многих проблем с учебой и поведением удается избежать, если оказаться в нужный момент в нужном месте – в кабинете у психолога.

— Все, кто собирается в первый класс гимназии, проходят через ознакомительную диагностику, – рассказывает психолог Гатчинской гимназии «Апекс» Татьяна Васильевна Половцева. – Дошкольников мы тестируем по основным направлениям. Смотрим уровень развития, проверяем такие важные психические процессы как память, мышление, внимание, скорость переработки информации. И уже к первому сентября мы имеем первоначальное представление о ребенке.

— На что влияет тестирование – возьмут в школу или не возьмут?

— Результаты тестов – это информация для учителя: каковы особенности его будущих первоклассников. Например, есть дети-аудиалы – они лучше воспринимают информацию на слух. Для них материал должен представляться по-другому. Есть визуалы: все нужно демонстрировать наглядно, и таких большинство.

— Бывает ли так, что вы тестируете ребенка и понимаете: ему еще рано в первый класс?

— Бывает. Мы всегда смотрим не только на развитие ребенка, но и на его физиологическую готовность. Например, начали ли меняться у ребенка зубы – это тоже важно. Случается, что к семи годам молочные зубы еще и не начинали выпадать. Это показатель физиологического развития и недостаточной готовности к школе. Ведь когда ребенок приходит в первый класс, его образ жизни полностью меняется. Нагрузки увеличиваются, и чтобы воспринимать информацию, сидеть на уроках, нужны определенные силы.

— Есть ли дети, которым с самого начала обучения требуется постоянное сопровождение психолога, коррекция?

— Чаще всего это выявляется после адаптации. Ребята поступают в первый класс, знакомятся с гимназией, с учителем, и в начале второй четверти мы проводим проверку их адаптации. В это время у некоторых уже может сформироваться мотивация – игровая, учебная. У кого-то выявляются сложности: трудно влиться в коллектив, не хватает усидчивости, внимания. Мы анализируем с учителем поведение ребенка, планируем, что надо скорректировать. Все поправимо. Надо только знать, с какой проблемой работать.

— Что бы вы посоветовали родителям, чей ребенок готовится в первый класс?

— Очень полезно посвятить последний детсадовский год подготовке к школе. Мы начинаем проводить диагностику будущих первоклассников еще в ноябре – в группе подготовки к школе. Знакомимся с детьми, с родителями. Конечно, даем рекомендации. Кому-то надо развивать память – зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную. Кому-то с логопедом нужно позаниматься, кому-то обратить внимание на мелкую моторику.

— Какие проблемы чаще встречаются у нынешних кандидатов в первый класс?

— У маленьких детей мышление предметное: машинка – это игрушка, которую можно катать. К началу школы ребенок должен понимать, что машинка – это вид транспорта. Появляется некая категоризация, систематизация. Случается, у детей понятийно-интуитивное мышление немного отстает. Вот подходит ребенок к пешеходному переходу, на светофоре – красный. Ребенок где-то слышал, что на красный идти нельзя. И тут важно, чтобы он сумел это вспомнить и применить в жизни. Важно развить у ребенка умение в нужный момент взять из памяти нужную информацию. Иногда бывает снижена кратковременная речевая память. В возрасте шести лет дети чаще всего запоминают то, что произвело на них впечатление. К началу школы надо, чтобы ребенок приблизился к произвольному вниманию и произвольной памяти. Услышал, понял, что это надо запомнить, и направил свои усилия на запоминание. Иногда страдает скорость переработки информации. Придя в первый класс, ребенок должен будет за определенное время выполнить определенные задания. Если дошкольник не готов, скорость работы у него низкая, он не будет успевать с классом читать, писать.

— А если ребенок по натуре медлительный? Или это просто несобранность?

— Скорее всего, это отсутствие привычки. Есть понятие «скорость врабатывания». Одни дети, прежде чем начать работать, должны собраться, сконцентрироваться. А другие, не дослушав задание, бросаются выполнять. Многое зависит от темперамента. Если ребенок медлительный в силу своего темперамента, это учитывается при обучении. А если он сам по себе достаточно энергичный, а делает медленно, это можно скорректировать.

— Татьяна Васильевна, вы ведете учеников гимназии вплоть до одиннадцатого класса?

— Да, на протяжении всех одиннадцати лет мы работаем с ними и коллективно, и индивидуально. Регулярно проводятся тесты. Есть такая система диагностики, три комплекса тестов: с первого по третий класс, с четвертого по шестой и с седьмого по одиннадцатый. Во всех комплексах присутствует тест, который исследует основные психические процессы: скорость, внимательность. С возрастом тесты усложняются, но смотрим мы одно и то же. Есть тест, где изучаются разные виды мышления. В первом классе – два варианта, с третьего-четвертого – четыре, к 11 классу – пять вариантов. Смотрим, как формируется мышление вообще.

— Профориентацию в старших классах проводите?

— Обязательно. Мы смотрим направленность интересов, особенности личности, какие аспекты преобладают. Важно понять, с чем и с кем будет комфортнее человеку работать: с людьми, с техникой, с природой… Потом мы с детьми и родителями обсуждаем результаты тестов, индивидуально разбираемся. В гимназии проводится с учениками много экскурсий на предприятия для знакомства с профессиями и потребностями рынка.

— С личными проблемами ребята к вам приходят?

— Обычно те, кто постарше. Ну, и, конечно, у нас регулярно проходят групповые занятия, особенно в начальной школе: как строить отношения, как общаться. Бывает, ребята из начальной школы сами просятся: «Можно я к вам сегодня приду?».

— Вы любого можете разговорить?

— Наверное, большинство.

— А с родителями вы работаете?

— Бывает, что надо работать не с ребенком, а с мамой. Дети доподросткового возраста – до 12 лет еще биологически связаны с мамой. Иногда работаешь с матерью первоклассника, даже без присутствия его самого, а у ребенка налаживаются отношения в школе. Он чувствует состояние мамы, и это сказывается на его поведении. Душевное равновесие матери очень важно. Но здесь, в гимназии, с такими проблемами мы обычно не сталкиваемся. Тем не менее, хочу сказать родителям: мы всегда готовы помочь. Обсудить, посоветовать, скорректировать, чтобы никакие психологические недоразумения не омрачали школьную жизнь наших гимназистов.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий